Мотороллер марки “Vespa” – быстрый и миниатюрный

Почти сразу после окончания Второй мировой войны Италия начала разработку нового вида транспорта – мотороллеров. Конструкторы в первую очередь хотели создать максимально компактное, максимально лёгкое, но при этом ещё и быстрое транспортное средство. Так в 1946 году с конвейера сошли первые мотороллеры марки “Vespa”, ставшие первыми коммерчески успешными образцами. Само название в переводе с итальянского языка означает «оса» и по задумке авторов должно было отражать всю суть транспорта – быстрый и миниатюрный.

Производством «Vespa» занималась компания “Piaggio”, основанная ещё в XIX веке. По заказу её основателя Энрике Пьяджио инженер Коррадино Де Асканио разработал мотороллер, ничего не бравший от своих старших братьев-мотоциклов. В качестве технической задачи перед авиаинженером стоял слоган «Ничего лишнего». И Асканио это удалось.

В основе мотороллера даже не было рамы – её роль брал на себя кузов, панели которого были сварены между собой. Колёса имели рекордно малые для машиностроения размеры – всего лишь 8 дюймов – и закреплялись лишь на специальной консоли. Однако эта конструкция исправно служила итальянцам на протяжении долгих лет.

Первоначально на «Vespa» устанавливался двигатель с рабочим объёмом около 90 кубических сантиметров и мощностью в 4,5 тысячи оборотов, однако впоследствии к концу 1950-х этот объём достиг 150 кубических сантиметров. Мощность устройств также возросла почти вдвое, пропорционально растущему объёму. «Vespa» был оснащён трёхступенчатой коробкой передач и был способен развить почти 90 километров в час скорости. Для столь скромной конструкции это считалось рекордом.

Чтобы понимать степень успешности «Vespa», достаточно знать, что всего лишь за первый год существования было продано около двух с половиной тысяч скутеров которые можно приобрести на сайте https://mototek.com.ua/uk/catalog/skuters, что равняется примерно семи скутерам ежедневно. А наибольшую популярность одной из моделей «Vespa» принёс фильм «Римские каникулы» 1952 года, где влюблённая парочка рассекала на модели Vespa 125, имеющей название Farobasso.

Ввиду большого коммерческого успеха целый ряд европейских стран закупили лицензии на производство «Vespa». Своё производство наладили «Дуглас» из Британии, «Хофман» из Германии, «Олстейт» из США и многие другие. Не обошёл тренд и СССР, где данный скутер выпустили под названием «Вятка». Правда, в отличие от Европы, СССР не покупал лицензию на производство, а просто выпускал мотороллер по западным чертежам, именуя проект своим.

За всю историю серии мотороллеров «Vespa», продолжающуюся и в наши дни, было выпущено порядка 130 моделей с самыми разными объёмами двигателей, различным дизайном и характеристиками. Одной из последних моделей, выпущенной в 2018 году (уже после перестройки завода), стал скутер Vespa Elettrica, обладающий запасом хода в 100 км и аккумулятором на два киловатта. Он считается первым электроскутером, выпущенным в рамках данной серии.

На сегодняшний день мотороллеры серии «Vespa» не забыты как в России, так и у себя на родине. Подразделения поклонников и активных пользователей существуют в двух крупнейших российских городах – Москве и Петербурге, а в Тоскане даже существует музей, где собраны все когда-либо выходившие модели.